Рейтинг блогов      

Самое читаемое в блоге

четверг, 21 мая 2009 г.

Сайменский канал


Вопрос о Сайменском канале уже более полувека подогревает экономико-политическую полемику Российско-Финских отношений. По условиям перемирий 1940 и 1944 годов часть Сайменского канала отошла к СССР. В 1962 году между СССР и Финляндией был заключен договор, согласно которому часть канала находящаяся на бывшей советской, а ныне российской территории и остров Малый Высоцкий были арендованы Финляндской Республикой вплоть до 2013 года. Этот договор был принят в "штыки" большей частью финской общественности, в глазах которой он стал окончательным признанием территориальных потерь, понесенных Финляндией в ходе советско-финской и Второй мировой войн. Уникальное гидротехническое сооружение, которое было построено в 1845–1856 годах и реконструировано в 1963–1968 годах, начинается в российском Выборге и заканчивается в финской Лаппеэнранте. Канал служит связующим звеном между Балтийским море и озером Сайма. По водной магистрали Сайменского канала осуществляются грузовые (древесина и прочее сырье) и пассажирские перевозки. Для Финляндии это не только экономически, но и социально весомый объект: канал обеспечивает работой порядка 30 тысяч человек. Через Сайменский водный путь переброшено 12 автомобильных мостов (шесть из которых находятся на территории России, и столько же – в Финляндии). Для обеспечения железнодорожного сообщения через Сайменский канал ведут 2 ж/д моста – по одному в каждой из стран. В соглашении между СССР и Финляндией от 1990 года регламентирующем пассажирское движение по Сайменскому каналу было зафиксировано, что по каналу могут проходить торговые, пассажирские и прогулочные суда как под флагами сопредельных государств, так и под флагами третьих стран, однако погранконтроль и финансирование его работы остались обязательствами нашего государства. Ежегодная арендная плата за использование канала, вносимая финской стороной, согласно договора составляет около 300 тыс. долларов в год. В настоящее время совокупные расходы на содержание канала значительно превышают эту сумму. Сюда входят и затраты на техническое обеспечение работы канала и поддержание в этой зоне пограничного режима: это и оборудование для досмотра судов и эксплуатация зданий для работы пограничной и таможенной служб. Долгое время сопредельные страны не могли решить, за чей счет финансировать эти затраты. Поэтому работа контрольных служб зачастую осуществлялась с задержками: пограничники препятствовали открытию навигации в канале, добиваясь выделения денег на улучшение технических и бытовых условий их работы. Сегодня российская сторона высказала заинтересованность в организации пункта пропуска на Сайменском канале. Уже ведутся переговоры о подписании нового двустороннего соглашения, которое должно сталь логичным продолжением договора от 1962 года. Несмотря на ряд противоречий, и Россия, и Финляндия заинтересованы, чтобы судоходство на канале была более интенсивным, проходило без нарушений и приносило доходы в казну обоих государств. Новый пункт пропуска через российско-финляндскую границу должен появится на Сайменском канале в районе шлюза Пялли. Он будет расположен на западном берегу канала. Под его сооружение уже отвели около 500 метров берега. Здесь планируется разместить причалы для одновременного приема двух грузовых и пятнадцати прогулочных судов в день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

-------