Рейтинг блогов      

Самое читаемое в блоге

четверг, 27 мая 2010 г.

Сайменский канал - договор продлен

Очередная веха во взаимоотношениях между Россией и Финляндией: продлен на следующие 50 лет договор аренды Сайменского канала (Saimaan kanava) и ряда территорий вокруг него. Канал является крупнейшим гидротехническим сооружением Финляндии и вносит значительный вклад в экономику страны. Он соединяет самую крупную озерную судоходную систему Финляндии с Балтикой. Договор является продолжением действующего сейчас аналогичного документа от 1962 года.
Торжественная церемония подписания договора, главными действующими лицами которой были премьеры России и Финляндии Владимир Путин и Матти Ванханен прошла в финском городе Лаппеенранта.

"Продление на 50 лет говорит все-таки об особом характере наших отношений, говорит о доверии друг другу и желании сотрудничать и выстраивать сотрудничество на длительной, без всякого преувеличения, исторической перспективе", - так прокоментировал Владимир Путин достигнутые договоренности.

Сегодня, несмотря на то, что объемы грузовых перевозок по каналу огромны и приносят значительную экономическую выгоду, не остается без внимания и туристическая составляющая этой жемчужины восточной Финляндии. Круизные суда в течение всей навигации совершают плавание по маршруты Выборг - Лаппеенранта.

Берега Сайменского канала тщательно ухожены и живописны и доставляют эстетическое удовольствие не только наблюдающим за ними с борта теплохода, но и путешествую вдоль него по берегу. Вот почему в Финляндии популярны пешеходные и велопрогулки вдоль канала.

История Сайменского канала - это история взаимоотношений России и Финляндии, в которой были как светлые, так и темные полосы.

Идеи постройки канала родилась еще в 1500 году, и время от времени возрождалась вновь и вновь. Однако все попытки упирались в нехватку денег. Лишь, когда Финляндия вошла в состав Российской империина строительство канала была выделено 3 000 000 царских рублей. Строительство шло огромными темпами и вызывало непрестанный интерес всех слоев общества. Канал был открыт на 4 года раньше запланированного - 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1856 года и было своеобразным подарком ко дню празднования коронации императора Александра II. Благодаря честности финнов - управляющих и рабочих Часть запланированной суммы честные финские управляющие работами сумели съэкономить, правда на празднествах "по случаю" в Выборге фейерверком пожгли замок, восстановление которого вышло в копеечку.

Значение Сайменского канала для экономики было огромно, а катание на пароходе по каналу сразу вошло в моду. В самые оживленные сезоны "на линии" Выборг - Лаппеенранта курсировало до двух с половиной десятков судов. А самая изысканная публика отправлялась в путешествие прямо из Петербурга.

После Октябрьской революции движение по каналу зачахло, а круизы и вовсе прекратились, поскольку не стало главного — состоятельных петербуржцев.

Ожидая нападение со стороны Советского Союза финны построили плотины, чтобы затопить местность вокруг канала, в случае прорыва советскими войсками Линии Маннергейма. Плотины были открыты, но существенного влияния на ход военных действий сей план не оказал. После войны движение по каналу и вовсе прекратилось. "Железный занавес" и полуразрушенные сооружения канала способствовали временному забвению.

Только в 1963 году Финляндии и России удалось договориться. Канал был сдан в аренду вкупе с островом Малый Высоцкий и участком автодороги вдоль канала сроком до 2013 года. Сразу же началось восстановление разрушенной системы. Обновленный канал был открыт 5 августа 1968 года президентом Финляндии Урхо Кекконеном.

И вот новая веха в истории канала и российско-финляндских отношений:
"Договор имеет не только экономическое значение, но и общегосударственное, в самом широком смысле этого слова",
- отметил российский премьер-министр в процессе подписания документа.
Владимир Путин особо подчеркнул, что договор экономически важен для обоих стран. Так, по его сведениям в I квартале этого года торговый оборот между Россией и Финляндией вырос сразу на треть.

Матти Ванханен, премьер-министр Финляндии выразил уверенность, что "спад в наших коммерческих отношениях, который имел место в последний год в связи с глобальным экономическим кризисом, уже позади".

1 комментарий:

-------